К расчету износа оценщик приступает после определения восстановительной стоимости
автотранспорта. Таким образом, целью проведения автоэкспертизы является не только
установление рыночной стоимости автомобиля, но и максимально точного процента его
износа. Износ – понятие не только техническое, но и экономическое, и выражается
оно в снижении уровня привлекательности для потенциального потребителя, а также в
уменьшении степени пригодности автомобиля (или оборудования) в дальнейшем.
Автоэкспертиза призвана определить процент общего износа транспортного средства.
Общий износ, в зависимости от причин его возникновения, включает в себя износ
физический, функциональный и экономический. В свою очередь, независимо от вида износа,
в ходе проведения автоэкспертизы специалистами устанавливается устранимый и неустранимый
износ. В оценочной практике под устранимым понимается износ, устранение которого,
во-первых, возможно физически, а во-вторых, будет являться экономически оправданным.
При оценке транспортного средства, находящегося в удовлетворительном состоянии по
внешнему виду и эксплуатационным характеристикам, но достигшего расчетного износа
60% и более, последний может быть снижен до уровня 50%, но не ниже (за исключением
замены кузова в сборе). При этом эксперт должен обосновать снижение расчетного износа
(документальное или фактическое подтверждение проведенных ремонтов, замен агрегатов,
сохранение товарного вида и основных эксплуатационных характеристик, прохождение очередного
технического осмотра ГИБДД и т.д.). Аналогично рекомендуется поступать и при определении
стоимости отдельного агрегата (узла, детали).
Если на предъявленном АМТС в процессе его эксплуатации была произведена и документально
(владельцем) или фактически (экспертом) подтверждена замена (установка) отдельных
агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий (запись в паспорте, оплаченный заказ-наряд
автообслуживающего предприятия, маркировка предприятия - изготовителя даты выпуска
изделия и т.п.), необходимо определить их индивидуальный износ для последующей корректировки
стоимости транспортного средства.
Примечание. К дорогостоящим в настоящей методике отнесены агрегаты, узлы и комплектующие,
цена которых превышает 3% от стоимости АМТС.
При определении стоимости АМТС, принадлежащего юридическому лицу, допускается,
по согласованию с заказчиком, не рассчитывать износ, а использовать нормы амортизационных отчислений.
|